Новости мира кино:

Вуди Аллен не признал Скарлетт Йоханссон своей музой
В Израиле покажут фильм о еврейском Робин Гуде
ДиКаприо изменяет Бар Рафаэли с Джессикой Симпсон
Брайан де Пальма шокировал Венецианский кинофестиваль
Россияне привезут на Венецианский кинофестиваль три фильма
Анджелина Джоли страдает от анорексии и депрессии
Оуэн Уилсон пытался покончить с собой
Моран Атиас сыграет в фильме известного британского режиссера Мика Дэвиса
Героев израильской армии в фильме "Ливан" сыграют звезды-уклонисты
Джейсон Борн назвал Джеймса Бонда анахронизмом
"Золотого леопарда" в Локарно получил Масахиро Кобаяси
Авторов фильма "Год с королевой" ждет суд с Елизаветой II
Линдси Лохан: неожиданная беременность и смена профессии
"Орден Феникса" собрал 700 миллионов долларов
"Ультиматум Борна" собрал в США за день почти 25 миллионов долларов
Три российских фильма едут на Монреальский фестиваль
Голливуд снимет фильм о медиках, осужденных в Ливии
Самые кассовые фильмы в Израиле в 2007 году
Венецианский кинофестиваль отметит геев "Голубым львом"
Израильский проект голливудского режиссера
Том Круз и Кэти Холмс согласны на "голую" фотосессию
В Хайфе открылся новый кинотеатр мегаплекс
Брэд Питт меняет профессию: актер уходит из кино в архитектуру
Сьюзен Сарандон сыграет в фильме Питера Джексона
Объявлены номинанты на израильскую кинопремию
Хью Грант заработает на Элизабет Тейлор
Начало продаж "Гарри Поттера" в Израиле обернется штрафами
Иранский еврей выпускает в прокат "Дьявола", арестованного ФБР
Депутат кнессета Авраам Равиц пошел войной на Гарри Потера
И взял себе жену
Новый фильм "поттерианы" бьет рекорды, но не может обогнать "Человека-паука 3"
По стопам Гарри Поттера: Гермиона согласна на стриптиз
Пятый фильм о Гарри Поттере признали мрачным и не смешным
В первом совместном польско-израильском фильме снимется Джозеф Файнс
Израильскому кинематографу будет посвящен целый номер престижного журнала Variety
Сериал "Секс в большом городе" получит кинопродолжение
Израильский фильм выходит в прокат во Франции
"Трансформеры" побили рекорд "Пиратов Карибского моря"
Крысенок Реми открыл Иерусалимский международный кинофестиваль
"Рататуй" установил рекорд в российском прокате
Россия собрала букет призов на Московском кинофестивале
Сценарий фильма-победителя ММКФ написал израильтянин Аркадий Красильщиков
"Рататуй" покорил Московский кинофестиваль и американских критиков
28 июня в Японии – премьера блокбастера "Гарри Поттер и Орден Феникса"
Голливудский продюсер предрек кинорынку Европы тяжелое будущее
 «« вернуться на главную страницу сайта кинофильма ПИЛА 3 »» 


Национальная женская доля



Когда несколько центральных фильмов, выпущенных в одной стране, можно объединить по схожим темам и художественному исполнению – смело можно говорить о шагах в направлении национального кинематографа. И если в случае с Россией речь пойдёт о возрождении школы, то в израильском варианте сложно даже говорить о существовании таковой. Понятие «кинематографическая национальная школа» требует более глубоких традиций, и расцвет местного кино в Израиле скорее обусловлен какими-то общими геополитическими факторами, под одну гребёнку равняющими отдельно взятых талантливых режиссёров, чем единодушным восприятием реальности на уровне искусства. Слишком разрознено израильское общество, состоящее, по большей части, из эмигрантов первого и второго поколения со всех концов света. Однако такой «балаган» обещает пообтереться, поабсорбироваться и разродиться уникальным явлением с непохожим ни на что мировоззрением, и тогда сегодняшние успехи израильских кинематографистов могут стать фундаментом для национальной школы, которой будет где искать корни.

Сегодня киноиндустрия в Израиле цветёт и пахнет. Спрос на кинопродукцию “made in Israel” напоминает о недавнем ажиотаже вокруг корейского и иранского кинематографа, но современные израильские фильмы, пропитанные духом эпохи постсионизма, никак не перекликаются с суперуспешными жанровыми моделями прошлых лет, когда зритель толпами шёл на фильмы «бурекас». Чтобы успехи 2004 года и в дальнейшем оставались на таком же качественном и количественном уровне надо очень много работать. Никак не способствует прогрессу ситуация, когда победитель Иерусалимского фестиваля – самого главного ближневосточного кинофорума – не может попасть в прокат на протяжении года. Впрочем можно сослаться на суперпродуктивность режиссёров и продюсеров в том самом 2004 году, который несомненно войдёт в историю с 24 полнометражными художественными фильмами. Для 7-миллионной страны – невиданые цифры; в условиях жесткой конкуренции с Голливудом на всех экранов не хватит. Да и зритель, очевидно, с непривычки не смог за один присест осилить такое изобилие и в итоге фильмы ждут своего выхода нездоровое количество месяцев.

В марте до нас докатился один из отпрысков Иерусалимского фестиваля, фильм сестры и брата Элькабец «И взял себе жену». Пиар-кампанию ему устроили серьёзную. Не удовлетворившись стандартными плакатами, огромный глаз Ронит Элькабец взирал на жителей центра страны со всех оживлённых перекрёстков. Аттракция ещё та. Внешность этой актрисы с соответствующим макияжем способна не только привлечь зрителя в кинотеатр или очаровать мужчину. Выразительное лицо Элькабец содержит в себе и всю скорбь еврейского народа, и нелёгкую женскую долю, и тяжелую абсорбцию сефардских евреев на заре Эрец Исраэль.

События фильма рaзвиваются в Хайфе, которая глазами жителя Тель-Авива в 1979 году была не меньшим захолустьем чем Кирьят-Малахи сегодня. Впрочем глазами жителя Тель-Авива безжизненной периферией явлется всё, что находится дальше, чем 30 км от Дизенгоф. Это правда к делу не относится. Главное передать атмосферу духовного упадка.

Зная о главном достоинстве своей картины, авторы в первом же кадре дают крупный план Вивиан, главной героини фильма в исполнении культовой в Израиле актрисы Ронит Элькабец, выступившей также режиссёром. В поздний час, на кухне, семеро братьев на языке сефардов уговаривают свою сестру не позорить семью и не разводиться с Элияху. Мы наблюдаем характерный для израилького кино приём на излюбленную тему: младший брат, совсем еще подросток, пытается встать на сторону сестры. Молодость бунтует против устоявшихся традиций. У нового поколения израильтян уже в крови сознание того, что личное счастье важнее неодобрительных соседских взглядов, но экспрессивный стиль и усталое лицо Вивиан проектириют тотальную безнадежность.

Как принято в правильной режиссуре первая сцена заключает в себе квинтэссенцию фильма. Элькабецы знают своё дело и сразу выкладывают на суд зрителя все достоинства своего творения: актёрскя игра, выдержаный стиль, и душераздирающая семейная драма.

Странно, но в общем свете отрицательных мнений о картине хочется говорить не о её недостатках, а о немалых достоиствах. В целом продукт получился слегка затянутый и в прокате провалился, но всё же сетра и брат Элькабец почти всё сделали правильно.

«И взял себе жену» отличается редким для Израиля соответствием всех компонентов фильма с выбранной темой. Выразительные средства работают на стиль, а не на стилизацию и выполняют свою работу – выражают. Скупая камера, контрастный свет – всё передаёт атмосферу в которой существует замужняя восточная женщина средних лет в 1979 году в Израиле. Вообще-то в культурологии именно женщина считается хранителем традиций и тормозом прогресса, но Элькабец, как настоящая звезда, играет собирательный образ жертвы мужского шовинизма и консервативного общества. В образе Вивиан без труда просматриваются и другие похожие роли Элькабец: Юдит из «Поздней свадьбы» Довера Косашвили, Рути из феминисткого флагмана Канн-2004 фильма Керен Йедайи «Ор» и Пнина из фильма «Шхур» семейной четы Асфари.

Только поздно спохватилась хорошая актриса Ронит Элькабец. В 2005 году угнетение женщины патриархальным обществом как идея для целого фильма уже не актуальна в связи с переменами произошедшими в обществе. На эту тему в израильском кино высказались неоднократно и сказали так много, что последующие попытки обратить внимание на проблему неравноправия обречены может быть на успех у левых интеллектуалов, но никак не у зрителя.

Но не будем сильно ругать авторов за неактуальность. Это их первая серьёзная работа и, несмотря на некоторые моменты, получился отличный дебют. Фильм делался на французские деньги, с французскими актёрами и ориетировался на запросы французского зрителя. И если удалось затронуть чувства хотя бы маленькой группы людей значит не зря старались.

Простивостояние прогресса и традиций в местном дискурсе можно воспринимать и в глобальном значении. Автомобиль, везущий на рассвете Вивиан вперёд, символизирует надежду на лучшее и грядущие перемены, в которых так нуждается застойная ситуация на Ближнем Востоке. Говоря о частном, кинематограф рассказывает о глобальном, и не случайно "Костёр", обладатель израильского Оскара за 2004 год, завершается похожей сценой – на автомобиле в светлое будущее.


Костико Цукерка